Ремонт&Сервис
 

Новости

О нас

О журнале Р&С

Архив Р&С

номера

разделы

Анонсы Р&C

ПОКУПАЕМ от АдоЯ

Архив АдоЯ

Файловый архив

Приглашаем

Реклама

Подписка

Где купить

Наши партнеры

Поиск Р&С

ТРИЗ

Запчасти

Архив_новости

 

Журнал

Реммаркет

схемы новости электроники

Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)

 
Ежемесячный журнал по ремонту и обслуживанию электронной техники

• бытовая техника

• аудиотехника

• техника связи

• телевизионная техника

• оргтехника

• видеотехника

• телефония

• элементная база

 

Архив/Номера/№5–2010

Назад
 
 
 

Алексей Маслов

 
 
 

Правовые аспекты торговли и сервисного обслуживания в вопросах и ответах

Вопрос. Какие изменения были внесены в Закон РФ „О защите прав потребителей» в 2009 году?

Ответ. В 2009 году в Закон РФ „О защите прав потребителей» (далее — Закон) были внесены небольшие изменения Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который согласно его статье 8 в целом вступил в силу с 01.01.2010. Данным Федеральным законом, в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», изложена в новой редакции часть 4 ст. 37 Закона („Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)»). Новая редакция части 4 ст. 37 Закона вступила в силу 01.01.2010.

Стоит отметить, что в соответствии с данными изменениями часть 4 ст. 37 Закона теперь стала распространяться не только на порядок и формы оплаты потребителями выполненных работ (оказанных услуг), но и на порядок и формы оплаты потребителями товаров, хотя статья 37, и глава III Закона в целом, в принципе распространяются только на отношения, возникающие при выполнении по заказам (заданиям) потребителей работ или оказания по их заказам (заданиям) прочих услуг.

Также в Закон в 2009 году были внесены незначительные изменения Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статьей 30 данного Федерального закона пункт 2 ст. 10 Закона дополнен новым абзацем об обязательном доведении до сведения потребителей информации об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ, согласно его статье 49, в целом вступил в силу со дня его официальной публикации (опубликован и вступил в силу с 27.11.2009). С этого же времени вступили в силу и внесенные им изменения в Закон.

Другие изменения в Закон РФ „О защите прав потребителей» в 2009 году не вносились.

В. Применяются ли положения Административного кодекса Российской Федерации к производству экспертизы, предусмотренной абзацем 3 п. 5 ст. 18 Закона?

О. Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) о проведении экспертизы (статьи 25.9, 25.12, 25.13, 25.14, 26.4 и др.) регулируют отношения, возникающие при решении вопроса об осуществлении экспертизы при производстве по делам об административных правонарушениях и осуществлении данной экспертизы как таковой. Соответственно, положения КоАП РФ не распространяются на экспертизы, проводимые при рассмотрении гражданско-правовых требований и при разрешении гражданско-правовых споров, в т.ч. при производстве экспертизы, предусмотренной абзацем 3 п. 5 ст. 18 Закона РФ „О защите прав потребителей».

В. Каким образом изготовитель и продавец должны доводить до потребителей информацию об устанавливаемых ими на товары гарантийных сроках? Должны ли при этом изготовителем и продавцом соблюдаться положения ГОСТа Р 51121-97 „Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного Госстандартом 30 декабря 1997 года?

О. В соответствии со ст. 10 изготовитель (и продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию об установленном на товар гарантийном сроке.

Информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона, в том числе информация об установленном на товар гарантийном сроке, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. По отдельным видам товаров способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1, 3 ст. 10 Закона). Маркировка может наноситься на товар, тару и упаковку, этикетки, ярлыки и т.п.

Если изготовитель на самом товаре и (или) в прилагаемой к товару документации (в гарантийном талоне, инструкции по эксплуатации, листке-вкладыше и т.д. и т.п.) и (или) на таре, упаковке и (или) на этикетке, ярлыке и (или) посредством маркировки и другим подобным способом не предоставил информацию об установленном им на товар гарантийном сроке, то соответствующую информацию должен довести до сведения потребителей продавец выбранным им способом, с учетом того, что такая информация должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения всех потребителей без запроса ими соответствующей информации.

Продавцом данная информация может быть предоставлена потребителям как упомянутыми выше способами, так и путем ее размещения на информационных листках у образцов товаров на витринах или же на общедоступном специальном информационном стенде, или в выставленном (размещенном) в торговом зале каталоге либо другими подобными способами.

Если на товар гарантийный срок установлен продавцом, то он также обязан предоставить потребителям соответствующую информацию любым из указанных выше способов с учетом того, что данная информация должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения всех потребителей без запроса ими соответствующей информации.

ГОСТ Р 51121-97 „Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.1997 № 439 (введен в действие с 01.07.1998) отменен с 01.12.2004 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2004 № 92-ст в соответствии с указанием Министерства юстиции Российской Федерации (письмо от 17.11.2004 №07/11134-ЮД). Соответственно, содержащиеся в нем положения обязательными не являются, в том числе для изготовителей и продавцов товаров.

В. В пункте 15 Правил продажи отдельных видов товаров написано, что „информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров». Являются ли в настоящее время обязательными положения государственных стандартов, устанавливающие правила предоставления покупателям и прочим потребителям информации?

О. Согласно п. 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, информация о товаре, его изготовителе и продавце доводится до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Там же указано, что объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ „О техническом регулировании» (далее также — Закон „О техническом регулировании») для целей данного Федерального закона стандартом признается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт, принятый после вступления в силу Закона „О техническом регулировании», также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона „О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

В п. 1 ст. 46 Закона „О техническом регулировании» определено, что со дня вступления в силу данного Федерального закона (вступил в силу с 01.07.2003) впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

l защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

l охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

l предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

l обеспечения энергетической эффективности.

Согласно п. 7 ст. 46 Федерального закона „О техническом регулировании», указанные в п. 1 этой же статьи обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

До дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств — участников таможенного союза или в документах Европейского союза (п. 6.2. ст. 46 Федерального закона „О техническом регулировании»).

В ст. 46 Федерального закона „О техническом регулировании» не содержится указания на обязательность исполнения требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (в том числе государственными стандартами, утвержденными национальным органом Российской Федерации по стандартизации до вступления Закона „О техническом регулировании» в силу), в части, соответствующей целям доведения до потребителей или иных приобретателей продукции информации. Принимаемые после вступления Закона „О техническом регулировании» в силу стандарты обязательному исполнению не подлежат.

В связи с вышеизложенным, положения государственных стандартов, устанавливающие правила предоставления покупателям и прочим потребителям информации, обязательными не являются.

В. Российский изготовитель ни в прилагаемой к своим телевизорам документации, ни другим способом не доводит до потребителей информацию о сроке службы на свои товары и, соответственно, сведения о необходимых действиях потребителя по истечении данного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий. Один из московских магазинов получил от данного изготовителя официальное письмо, в котором указана вся необходимая информация об установленном на телевизоры сроке службы и о необходимых действиях потребителя по истечении данного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий. Может ли магазин, в целях выполнения возложенных на него Законом о правах потребителей обязанностей по доведению информации о товаре, вывесить это письмо в месте продажи телевизионной техники?

О. Согласно ст. 10 Закона изготовитель (и продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию об установленном на товар сроке его службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если соответствующий товар по истечении данного срока представляет или может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Информация, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона, в том числе информация об установленном на товар сроке службы, доводится до сведения потребителей изготовителем в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. По отдельным видам товаров способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (пункты 1, 3 ст. 10 Закона). Маркировка может наноситься на товар, тару и упаковку, этикетки, ярлыки и т.п.

На продавце лежит обязанность по доведению до сведения потребителя предоставленной изготовителем информации, в том числе об установленном им сроке службы товара, посредством передачи потребителю товара вместе с имеющейся упаковкой изготовителя и прилагаемой к нему изготовителем документацией.

Если изготовитель на самом товаре и (или) в прилагаемой к товару документации (в гарантийном талоне, инструкции по эксплуатации, листке-вкладыше и т.д. и т.п.) и (или) на таре, упаковке и (или) на этикетке, ярлыке и (или) посредством маркировки и другим подобным способом не предоставил информацию предусмотренную п. 2 ст. 10 Закона, в том числе об установленном им на товар сроке службы, то продавец должен обеспечить получение необходимой информации от изготовителя этого товара (его уполномоченного представительства, филиала) или от организации, продающей (поставляющей) ему такие товары, либо от организации, осуществляющей представительские функции изготовителя, и обязан довести ее до сведения потребителя выбранным им способом, с учетом того, что такая информация должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения всех потребителей без запроса ими соответствующей информации и может использоваться потребителем по истечении продолжительного времени.

Следует исходить из того, что информация об установленном на телевизоры сроке службы, о необходимых действиях потребителя по истечении данного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, содержащаяся в письменных ответах изготовителя на запрос продавца, является достоверной. С учетом того, что данная информация имеет существенное значение для потребителей и может понадобиться потребителю по истечении продолжительного времени, в данной ситуации ее следует доводить посредством приложения к реализуемому товару копии соответствующего письма изготовителя. Дополнительно продавец может вывесить в месте продажи телевизионной техники соответствующее информационное письмо изготовителя или его копию.

В. Одно из обществ с ограниченной ответственностью, занимавшееся розничной торговлей, находится в стадии банкротства. Может ли на его учредителей — нескольких физических лиц и одно юридическое лицо, быть возложена дополнительная, субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества?

О. Согласно п. 3 ст. 56 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Однако в абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ указано, что если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность (ст. 399 ГК РФ) по его обязательствам.

На учредителей общества с ограниченной ответственностью и на других лиц (в том числе на руководителя организации) возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам общества и в других случаях, предусмотренных также законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), в частности, в случае, предусмотренном п. 2 ст. 226 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ „О несостоятельности (банкротстве)» за невыполнение обязанностей, предусмотренных ст. 224 этого Федерального закона.

Таким образом, на учредителей общества с ограниченной ответственностью, находящегося в стадии банкротства, в определенных случаях может быть возложена дополнительная, субсидиарная ответственность по обязательствам соответствующего общества.

В. Электрочайник сломался у потребителя в течение установленного на него производителем гарантийного срока. В связи с этим он предъявил магазину претензию о его бесплатном гарантийном ремонте. Возможно ли продление гарантийного срока на товар в данном случае?

О. В данной ситуации при исчислении гарантийного срока подлежат применению положения п. 2 ст. 471 ГК РФ и п. 3 ст. 20 Закона.

В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара (п. 3 ст. 20 Закона).

Пунктом 2 ст. 471 ГК РФ предусмотрено, что если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения соответствующих обстоятельств продавцом.

Помимо этого, если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 483 ГК РФ.

 
 
 

Свежий номер

№4–2024

Опрос

Обратная связь

 

Издательство СОЛОН-ПРЕСС

 

RB2 Network.
 
Rambler's Top100

© Издательство «Ремонт и Сервис 21», 1998-2007. Все права защищены.
Воспроизведение материалов сайта, журналов «Ремонт & Сервис», «Покупаем от А до Я» и справочника «Ремонт и сервис электронной техники» в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения издательства «Ремонт и Сервис 21».

 
RB2 Network.