Ремонт&Сервис
 

Новости

О нас

О журнале Р&С

Архив Р&С

номера

разделы

Анонсы Р&C

ПОКУПАЕМ от АдоЯ

Архив АдоЯ

Файловый архив

Приглашаем

Реклама

Подписка

Где купить

Наши партнеры

Поиск Р&С

ТРИЗ

Запчасти

Архив_новости

 

Журнал

Реммаркет

схемы новости электроники

Ремонт аппаратуры (схемы, справочники, документация)

 
Ежемесячный журнал по ремонту и обслуживанию электронной техники

• бытовая техника

• аудиотехника

• техника связи

• телевизионная техника

• оргтехника

• видеотехника

• телефония

• элементная база

 

Архив/Номера/№11–2003

Назад
 
 
 
 

Устройство и ремонт автомагнитолы "ИЖ РМ-206 СА1"

В статье рассматривается одна из автомагнитол модельного ряда, выпускаемого под торговой маркой „ИЖ”. Магнитола „ИЖ РМ-206 СА1” по своим техническим и потребительским характеристикам может составить конкуренцию многим аппаратам от известных зарубежных производителей. В статье описывается работа функциональных узлов магнитолы, а также приводятся возможные неисправности и способы их устранения.

Основные технические характеристики модели „ИЖ РМ-206 СА1”:

Максимальная выходная мощность выходных каналов, Вт:

тыловых 2 х 35

фронтальных 2 х 15

Диапазоны принимаемых частот радиоприемника, МГц:

- диапазон СВ 0,526…1,606

- диапазон УКВ1 64…74

- диапазон УКВ2 86…108

Чувствительность приемника (не менее), мкВ:

- в диапазоне СВ 20

- в диапазонах УКВ (1 и 2) 1,2

Количество запоминаемых станций: 42

Эффективный диапазон воспроизводимых частот, Гц: 50…18000

Взвешенное значение детонации при воспроизведении фонограмм (не более),%: 0,18

Диапазон питающих напряжений, В: 10,8…15,6

Кроме того, автомагнитола имеет защиту от краж – съемную панель и съемный корпус.

Внешний вид передней панели магнитолы показан на рис. 1, а принципиальная схема - на рис. 2 (находится во вложенном файле).

Конструктивно магнитола состоит из следующих узлов (см. рис. 2):

- основная плата А1;

- лентопротяжный механизм (ЛПМ) А4;

- кассета внешних соединителей А5;

- съемная панель А6.

Описание работы

По функциональному назначению в автомагнитоле можно выделить следующие узлы: ЧM- и AM-тракты приема (тюнеры А2 и А3, микросхема DA1 типа TDA1599Т), синтезатор частоты (DA2 типа TSA6057), управляющий микроконтроллер (DD1 типа AT89C51-12PC), энергонезависимая память (DD2 типа PCF8582C-2P/03), двухсистемный стереодекодер (DA3 типа КР174ХА51), звуковой процессор с цифровым управлением (DA4 типа RT2313L), усилитель воспроизведения фонограмм с магнитной ленты (DA7 типа К157УЛ1А), двухканальные УМЗЧ (DA6 типа TDA1552Q - тыл и DA7 типа TDA1517 - фронт), ЛПМ и съемная панель. Панель состоит из клавиатуры, процессора индикации (DD1 типа НТ1621В) и ЖК индикатора (HG1).

Радиоприемник

Как уже отмечалось, радиоприемник имеет два поддиапазона: ЧМ и АМ. В каждом поддиапазоне используется свой тюнер (А2 - ЧМ и А3 - АМ). Тюнерами управляет микроконтроллер DD1 по цифровой шине I2C с помощью синтезатора частоты DA2. Дальнейшая обработка сигналов ПЧ тракта ЧМ производится в микросхеме DA1, которая имеет в своем составе УПЧ и демодулятор. ЧМ сигнал с антенного входа проходит по следующей цепи: тюнер А2 - выв. 5 А2 (выход ПЧ) - предварительный каскад УПЧ (VT2) - полосовой фильтр ПЧ (Z1) - выв. 20 DA1. В этой микросхеме сигнал ПЧ дополнительно усиливается и затем поступает на демодулятор. Опорный контур демодулятора (L1, L2, C19, C20) подключен к выв. 10, 11 DA1. Выходной сигнал демодулятора с выв. 4 DA1 поступает на предварительный усилитель (VT5), а с него - на выв. 16 DA3 - двухстандартный стереодекодер. С него звуковые сигналы правого и левого каналов (выв. 9 и 10) поступают на выв. 11, 15 звукового процессора DA4, который выполняет следующие функции: выбор источника сигнала, регулировку громкости, баланса, преобразование входных сигналов для 4-канального воспроизведения. Назначение выводов микросхемы РТ2313L и ее рекомендованная схема включения представлены на рис. 3.

Рис. 3

Процессором управляет микроконтроллер DD1 по шине I2C. Выходные сигналы звукового процессора с выв. 22-25 поступают на УМЗЧ DA8, DA9, а с их выходов - на динамические головки.

Следует отметить, что для предотвращения щелчков в динамических головках в момент включения магнитолы служит схема блокировки на транзисторах VT8-VT10. Кроме того, микроконтроллер включает (выв. 1) указанный режим в моменты перестройки на станции, перемотки ленты и др.

АМ-сигнал с антенного входа проходит по следующей цепи: тюнер А3 - выв. 9 А3 - выв. 10, 14 звукового процессора DA4. Далее сигнал обрабатывается так же, как и ЧМ-сигнал.

Синтезатор частоты DA2 принимает сигналы с гетеродинов тюнеров (выв. 7 и 5), анализирует частоту настройки и формирует напряжение настройки для тюнеров (выв. 13 и 15).

Расположение выводов микросхемы TSA6057 показано на рис. 4.

Рис. 4

Сигнал опорной частоты для синтезатора DA2 поступает с микроконтроллера по цепи: выв. 18 DD1 - R33 - C32 - выв. 2 DA2. Синтезатором частоты управляет микроконтроллер DD1 по шине I2C. Микросхемы DA1-DA3 питаются напряжением 9 В от отдельного стабилизатора DA6.

Магнитофон

При загрузке кассеты в ЛПМ замыкаются контакты переключателя S1 и питающее напряжение подается на мотор, одновременно через делитель R74 R73 сигнал высокого уровня поступает на выв. 16 микроконтроллера DD1. Он, в свою очередь, переключает звуковой процессор на прием сигналов с усилителя воспроизведения (выв. 9, 13 DA4). Одновременно на ЖК индикаторе отображается данный режим работы. Прямое или обратное направление движения магнитной ленты также отображаются на индикаторе передней панели. Усилитель воспроизведения выполнен на микросхеме DA7 типа К157УЛ1А, которая в описании не нуждается.

После звукового процессора сигналы обрабатываются так же, как и сигналы радиоприемного тракта.

ЛПМ магнитолы выполнен по стандартной схеме для данного класса аппаратов и каких-либо особенностей не имеет.

Система управления и индикации

Она построена на микроконтроллере DD1, выполняющем следующие функции:

- прием информации о нажатии кнопок передней панели (узел А6) и изменении состояния служебных переключателей S1-S3 (узел А4, см. рис. 2);

- отображение информации о режимах работы магнитолы на ЖК индикаторе;

- управление настройкой радиоприемника (а также сохранение параметров настройки на станции);

- управление звуковым процессором, синтезатором частоты, энергонезависимой памятью, процессором индикации.

Обмен информацией микроконтроллера с этими элементами производится по цифровым шинам. Причем с процессором индикации он соединен 3-проводной шиной (выв. 26-28), со звуковым процессором - первым интерфейсом I2C (выв. 4, 5), а с остальными элементами ? вторым интерфейсом I2C (выв. 21, 22). Расположение выводов микроконтроллера AT89C51-12PC и процессора индикации НТ1621 показаны на рис. 5 и 6. Следует отметить, что в магнитоле предусмотрен принудительный аппаратный начальный сброс микроконтроллера DD1. Для этого служит кнопка S1 (узел A1).

Энергонезависимая память, микроконтроллер и процессор индикации питаются напряжением 5 В от отдельного стабилизатора напряжения на микросхеме DA5.

Рис. 5

Рис. 6

Система питания

Часть элементов магнитолы питается непосредственно от бортовой сети автомобиля, другая часть - через параметрические стабилизаторы. Входное напряжение фильтруется помехоподавляющим фильтром (в составе узла А5) и поступает на выв. 3, 10 DA8 и выв. 7 DA9.

Через ключ на транзисторах VT8-VT10, управляемый микроконтроллером DD1, питаются следующие элементы: стабилизаторы DA5, DA6, мотор ЛПМ, элементы подсветки индикации съемной панели, звуковой процессор DA4 и усилитель воспроизведения DA7.

Возможные неисправности и способы их устранения

Магнитола не включается

В первую очередь проверяют исправность предохранителя, включенного в разрыв шины питания. Если он перегорел, проверяют элементы силовых цепей магнитолы: микросхемы DA8, DA9, диод VD5 и конденсаторы C86, C87. Если указанные элементы исправны, проверяют надежность соединителя передней панели, исправность кнопки включения, а также подачу питающего напряжения +5 В на следующие микросхемы: DD1 (узел А6, выв. 10, 17), DD1 (узел А1, выв. 40), DD2 (узел А1, выв. 8). Если напряжение отсутствует, проверяют стабилизатор напряжения DA5.

Затем омметром проверяют линии цифровых шин магнитолы (все шины подключены к микроконтроллеру DD1) на предмет замыканий между собой, на шину питания или на общий провод. Следующим шагом с помощью осциллографа контролируют работоспособность тактового генератора микроконтроллера DD1 (выв. 18 и 19) и формирование сигнала начального сброса на выв. 9 DD1. Если проверка не выявила неисправного элемента, последовательно заменяют следующие элементы (все они размещены на основной плате): DD1 (предварительно в него необходимо записать управляющую программу), DD2, DA2.

Не работает индикатор, все остальные устройства магнитолы работоспособны

Причин подобного дефекта может быть несколько:

- вследствие механического воздействия разрушился ЖК индикатор, соединитель с основной платой или печатная плата;

- на панели управления (узел А6) нарушены контакты между микросхемой DD1 и ЖК индикатором;

- нет контакта в соединителе передней панели (контакты 7, 10, 11 или 12);

- неисправны микроконтроллер AT89C51-12PC или процессор индикации НТ1621В.

Не сохраняются настройки на радиовещательные станции

Причиной подобного дефекта в большинстве случаев является микросхема энергонезависимой памяти DD2. В редких случаях бывает „виновата” управляющая программа, записанная в микроконтроллере. Если модификация микроконтроллера допускает его многократное перепрограммирование, то перезаписывают заново управляющую программу.

Радиоприемник не работает. Индикация работы радиоприемника может как присутствовать, так и нет

Причиной подобной неисправности чаще всего может быть синтезатор частоты DA2, а точнее, нарушение его пайки. Дело в том, что корпус микросхемы достаточно сильно нагревается, что влечет к разрушению пайки его выводов.

При появлении подобных признаков неисправности также проверяют наличие питающих напряжений, поступающих на микросхему синтезатора: +5 В на выв. 3 и +9 В на выв. 16.

Также причиной неисправности могут быть нарушения в „прошивке” управляющей программы микроконтроллера DD1.

Отсутствует прием в диапазоне УКВ

Причин подобной неисправности может быть несколько. Это дефекты тюнера А2, микросхем DA1-DA4, а также транзисторов VT2, VT5. В подобном случае проверяют цепи прохождения сигналов тракта ЧМ (см. описание), а также напряжения настройки и АРУ на тюнере. В случае дефекта микросхемы стереодекодера DA3 может отсутствовать как прием стереопередач, так и звук в динамических головках. В редких случаях возможны дефекты контура демодулятора (L1, L2, C19, C20), а также полосового фильтра Z1.

Низкая чувствительность при приеме в диапазоне УКВ

Наиболее вероятная причина подобной неисправности заключается в том, что тюнер А2 находится в режиме МЕСТНЫЙ ПРИЕМ. В этом случае открывается транзистор VT1 и на выв. 2 (АРУ) тюнера напряжение уменьшается с +7,7 до 0,5 В и чувствительность тюнера уменьшается более чем в 5 раз.

Отсутствует прием в диапазоне СВ

Наиболее вероятная причина подобной неисправности - тюнер А3 и синтезатор частоты. Работоспособность синтезатора частоты (DA2) зачастую можно восстановить, просто пропаяв его выводы.

Отсутствует звук во всех режимах работы магнитолы

Причиной подобной неисправности может быть как дефект микросхемы звукового процессора DA4, так и микроконтроллера DD1. Также следует проверить наличие питающего напряжения +8,2 В на выв. 2 DA4. Если напряжение отсутствует, проверяют стабилитрон VD2 и резистор R49.

Следует отметить, что пониженное питающее напряжение звукового процессора может привести к значительным искажениям звука в динамических головках. Это может быть вызвано утечкой конденсатора С47, неисправностью стабилитрона VD2, а также дефектом микросхемы DA4.

При отсутствии звука только в тыловых или фронтальных динамических головках вероятнее всего неисправна соответствующая микросхема УМЗЧ - DA8 или DA9.

В режиме МАГНИТОФОН звук в динамических головках воспроизводится с сильными искажениями

Наиболее вероятной причиной подобной неисправности может быть микросхема усилителя воспроизведения DA7. Это может быть вызвано как дефектом самой микросхемы, так и пониженным питающим напряжением на ее выв. 10, 11.

После загрузки кассеты не включается двигатель, приемник продолжает работать

Причина неисправности - в отсутствии срабатывания переключателя S1 (узел А4) после загрузки кассеты. Питающее напряжение не поступает на двигатель ЛПМ - на выв. 16 микроконтроллера DD1 не поступает сигнал загрузки кассеты в ЛПМ.

 
 
 

Свежий номер

№3–2024

Опрос

Обратная связь

 

Издательство СОЛОН-ПРЕСС

 

RB2 Network.
 
Rambler's Top100

© Издательство «Ремонт и Сервис 21», 1998-2007. Все права защищены.
Воспроизведение материалов сайта, журналов «Ремонт & Сервис», «Покупаем от А до Я» и справочника «Ремонт и сервис электронной техники» в любом виде, полностью или частично, допускается только с письменного разрешения издательства «Ремонт и Сервис 21».

 
RB2 Network.